Проект туристического маршрута по Калининградской области

«Во времена Донелайтиса»

К Р И С Т И О Н А С   Д О Н Е Л А Й Т И С  IMG_1330 (2)

«Во времена Донелайтиса» (Автор презентации и фотографий: С. Кожевникова)

Музыка для фильма:

2.  не загружается

Текстовое сопровождение слайд-фильма

Туристический маршрут (описание маршрута, составитель С. Кожевникова)

  Выезд из Калининграда рано утром. Знакомство с достопримечательностями и историей области на всём протяжении маршрута. Краткая экскурсия по городу Черняховску — «Историко-архитектурному музею под открытым небом». Остановка около здания железнодорожного вокзала 1860 года постройки и памятника генералу-фельдмаршалу Михаилу Богдановичу Барклаю де Толли 2007 года.

  Во время экскурсии вы познакомитесь с историей Восточной Пруссии 18 века, с тем временем, когда Пруссия стала королевством и литература получила мощный импульс к развитию. Век, когда родился и творил свои произведения ОСНОВОПОЛОЖНИК ЛИТОВСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, лютеранский пастор Кристионас Донелайтис.

  Вы побываете на месте исчезнувшей деревни Лаздинеляй (Лаздинелен) прихода Гумбине (Гумбиннен), (в настоящее время – Гусевский район Калининградской области), где 1 января 1714 г родился ВЕЛИКИЙ ЛИТОВСКИЙ ПОЭТ. Услышите отрывки из «Времён года» К. Донелайтиса, увидите памятник поэту в центре города Гусева.

  В Чистых Прудах, в музее вам проведут экскурсию и расскажут о периоде жизни и творчества поэта в тех местах. Вы увидите место захоронения К. Донелайтиса в церкви, в которой он прослужил около сорока лет.

  На обратном пути вы познакомитесь с баснями литовского поэта, городом Нестеров, где Донелайтис три года служил учителем музыки и руководителем церковного хора. В конце экскурсии узнаете о художественном наследии литовского поэта.

Карта маршрута: карта маршрута по области

Заказ экскурсии по телефону: 89062175839;

СТАТЬЯ

Рубрика: «Путешествия в прошлое и настоящее» (газета «Фундамент доверия»)

К. Донелайтис: даты и события.

2014 год юбилейный год – 300 лет назад родился основоположник литовской художественной литературы Кристионас Донелайтис. Вполне возможно, что такой деятель – пастор, проповедник, поэт Кристийонас Донелайтис у Литвы единственный, как говорит писатель Сергей Исаев. Упоминание его имени во многих сферах человеческих (не только культурных) отношений рождает ассоциацию с Литвой ничуть не менее чем такие слова, как «Паланга», «Жальгирис» или «жемайтиские блины».

18 век – век, когда творил свои произведения К. Донелайтис стал для  Пруссии особенным, она стала королевством, появились новые возможности, и литература получила мощный импульс к развитию.

Таким историческим и культурным штрихам в развитии Прусского государства предшествовали трудные времена. В начале XVIII века в Пруссии (1709-1711 гг.) свирепствовали голод и чума, которые привели к вымиранию около половины жителей этого края, среди них было много  крепостных литовцев. На свободные от последствий чумы земли тысячи колонистов стали прибывать и заселять Восточную Пруссию. В это непростое время, 1 января 1714 г родился мальчик — будущее светило литовской литературы. Кристионас Донелайтис. Родился он в небольшой, ныне не сохранившейся деревне Лаздинелен, неподалеку от города Гумбиннен (ныне г. Гусев, Калининградской области), где была значительной доля литовского населения. В 1989 вильнюсские реставраторы и литературоведы установили место предполагаемой усадьбы Донелайтиса, где посадили 275 саженцев дуба в честь 275- летия со дня рождения поэта. В 1990 установлен памятный камень (архитектор Наполеонас Киткаускас, мастер Вилюс Орвидас).

Семья Донелайтисов принадлежала к числу так называемых свободных крестьян, которые не ходили на барщину, а за право пользования землей платили денежный оброк. Однако жили они в большой нужде, потому что отец Донелайтиса умер рано (1720), и матери одной пришлось воспитывать четырех сыновей и трех дочерей.   Кристионас – второй ребенок в семье. Имена его братьев: Фридрих (лит. Причкус), Миколас, Адомас. Имя матери не сохранилось. Крестили К.Донелайтиса  в Лютеранско-евангелической кирхе города Гумбинен (Гусев). В самом начале тысяча семьсот двадцатого года семья переезжает в Кёнигсберг (Калининград) к старшему брату. В это же время Кристионас поступает в начальную школу для бедных. С 1731 по 1736 годы  он учился в средней (латинской) школе при кафедральном соборе в Кнайпхофе.

Осенью 1736 г. К.Донелайтиса приняли в Кёнигсбергский университет. Избрав теологию и готовясь стать священником, он получил небольшое содержание и право на место в университетском пансионе (общежитии для будущих пасторов). При теологическом факультете Кенигсбергского университета с 1723 г. действовал семинар по литовскому языку, которым в то время руководил Ф. Шульц, бывший учитель И. Канта. Его посещал и Кристионас Донелайтис, который там ознакомился как со старинными, так и с недавно изданными литовскими книгами. В числе профессоров, преподававших у Донелайтиса, были также известный организатор переводов библии на литовский и польский языки И. Квант, профессор поэзии И. Бок. Лекции последнего оказали сильное влияние на формирование Донелайтиса-литератора.

В университете будущий поэт основательно познакомился с античной и европейской литературой; как теолог он стал сторонником пиетизма и сохранил верность этому учению на всю жизнь. Из Альбертины  Донелайтис вынес также знание теории музыки и навыки руководства церковным хором, хорошо изучил устройство многих музыкальных инструментов.

Он изучал теологию, латынь, иврит, греческий и французский языки, музыку. Молодой человек уехал из Кенигсберга, получив высшее образование и сохранив как культурное, так и духовное единение со своим народом.  Несмотря на сложное детство, желание учиться и ежедневный труд принёс свои плоды. Сформировался, родился из недр творчества основоположник литовской литературы Кристионас Донелайтис: «литовский Гомер».

После окончания университета Донелайтис три года служил учителем музыки и руководителем церковного хора в местечке Шталлупёнен (ныне г. Нестеров Калининградской области). Его назначили ректором школы. С этим периодом связаны и его первые литературные опыты. По-видимому, Донелайтис начал с басен, которые читал своим ученикам. Это — «Пиршество лисицы и аиста», «Рыжка на ярмарке», «Большеголовый пес», «Волк-судья», «Сказка о навозном жуке», «Дуб-хвастун». Здесь же он  близко познакомился с вдовой школьного руководителя, старшей поэта на один год Региной Олефант, дочерью судьи из Голдапа, с которой в 1744 вступил в брак и прожил с нею до конца своих дней.

Новый этап жизни Донелайтиса начался в 1743 г., когда после сдачи специального экзамена он был назначен пастором лютеранской церкви в деревне Тольминкемис (ныне пос. Чистые Пруды Нестеровского района), неподалеку от Шталлупёнена. Тут он прожил 36 лет.  Детей у него не было. Продолжая педагогическую работу в Тольминкемисе, Донелайтис долгое время инспектировал пять приходских школ своей округи, отстаивал интересы крестьян перед властями, построил новую каменную церковь (1756), школу и дом для пасторских вдов. В свободное время Донелайтис корпел над самодельными метеорологическими приборами, сам сделал микроскоп, барометр и даже смастерил три клавесина, сочинял стихи и музыку.

Во время семилетней войны Шталлупёнен с 1757 года, когда он был занят русскими войсками, и по 1761 год, управлялся русской администрацией. В 1860 году через город Шталлупёнен прошла железнодорожная линия Кёнигсберг — Эйдкунен (ныне Чернышевское). Это позволило посёлку развиваться территориально, строить новые жилые дома, принимать переселенцев. Приход пополнялся новыми прихожанами.

         Кроме своих непосредственных обязанностей, которые дали ему возможность познать материальную и духовную жизнь приходских крестьян, Донелайтис занимался строительством, механикой и садоводством. Деятельный, разносторонне талантливый человек, Кристионас Донелайтис всеми силами старался принести пользу своему народу, помочь крестьянам.   Своими проповедями на литовском языке К. Донелайтис вселял веру в будущее, в добро и справедливость, часто используя в них отрывки из своих произведений, в том числе из поэмы «Времена года».

В Инстербурге и некоторых селениях округа К.Донелайтис бывал неоднократно. Чаще всего у своего друга по университету у Карла Фридриха Иордана в Норкиттене (пос. Междуречье), служившего пастором в местной церкви (кстати, кирха редкой овальной планировки, построенная герцогом Леопольдом фон Дессау в 1733 году, числится в списках памятников архитектуры).

В 60-70-е годы Донелайтис стал довольно широко заниматься вопросами литературы – переводил церковные песнопения на литовский язык, писал брошюры для крестьян. В начальный период поэтического творчества родились четыре эпических песни («Радости весны», «Летние труды», «Блага осени» и «Зимние заботы»), а также басни. До нас дошло лишь шесть из них: «Пиршества лисицы и аиста», «Рыжка на ярмарке», «Пес-голован», «Басня о навозном жуке». «Волк-судья», «Дуб-самохвал». Тогда же Донелайтис приступил к написанию своей эпической поэмы, позже получившей название «Времена года». Эту работу поэт продолжал около десяти лет. Это главное творение Донелайтиса. Окончательный вариант поэмы, насчитывающей почти 3000 строк, состоит из четырех частей: «Радости весны», «Летние труды», «Блага осени» и «Зимние заботы». Произведение, сязанное с распространенной в европейской литературе XVIII в. традицией описательной поэзии, вытекает из совершенно достоверного материала, духовного опыта народной жизни, демонстрируя стихийную силу и самобытность зарождающейся литовской литературы.

Относительно спокойный период жизни Донелайтиса закончился в середине семидесятых годов. Донелайтис оказался втянут в запутанное судебное дело, где выступал против управляющего Тольминкемисским имением амтмана Т. Руига, который пытался захватить общинные земли. Тяжба продолжалась несколько лет. Умер Донелайтис 18 февраля 1780 г. и был похоронен в Тольминкемисской церкви, в которой прослужил 40 лет.

В литературном наследии Кристионися Донелайтиса проявился выдающийся новаторский талант Донелайтиса как большого художника слова. Его произведения положили начало письменной литовской литературе. Скромный деревенский священник подробно и со знанием дела описал повседневную жизнь литовского крестьянина: его труд, быт, обычаи, нравы. Воспел его добродетели и осудил пороки. Впервые радости и горести простого человека стали достоянием высокой литературы, в то время как в Европе поэты воспевали античных героев и рыцарей. По мнению Э. Межелайтиса, Донелайтис явился не только зачинателем реалистического направления в литовской литературе, но и выдающимся представителем реализма в литературе европейской.

Творчество Донелайтиса с энтузиазмом приняли литовские литераторы первой половины XIX в. Известный историк и писатель С. Даукантас сравнивал автора «Времен года» с Гомером и Вергилием. С. Станявичюс, включивший в одну книгу со своими и басни Донелайтиса (1829), положил начало изданию его творчества в Литве.

Первое полное издание произведений Донелайтиса на литовском языке появилось в 1865 г. в Петербурге. Его предприняла Российская Академия наук, а подготовил издание известный лингвист, профессор Йенского университета А. Шлейхер. Это было издание академического типа, снабженное полным словарем языка Донелайтиса и соответствующими комментариями. Следует отметить, что за этот акт Академия получила строгое предупреждение царских властей, хотя книга предназначалась лишь для научных целей, и формальное право на ее публикацию имелось (после поражения восстания 1863 года на литовскую печать был наложен запрет).

Новое издание сочинений Донелайтиса и перевод их на немецкий язык подготовил другой филолог, профессор Кёнигсбергского университета Ф. Нессельман. Это издание, выполненное с большой профессиональной тщательностью, увидело свет в Кёнигсберге в 1869 г. Его высоко оценила немецкая печать. В том же году эта книга вышла с маркой известной в те годы лондонской типографии Вильямса и Поргейта.

Третий перевод произведений Донелайтиса на немецкий язык выполнил литератор-полиглот Л. Пассарге (1894).

Эти капитальные издания и переводы на немецкий язык закрепили за Донелайтисом прочное место в литературе. Фрагменты из «Времен года» включались в школьные хрестоматии XIX в. (Ф. Куршайтис, Р. Якоби, О. Видеман и др.), переводились на польский (М. Акялайтис, И. Оссовский), латышский (Я. Райнис) языки. Русский филолог. А. Александров в своей диссертации о стилистических особенностях «Времен года», выполненной в Дерптском университете (1886), утверждал: «Если бы Донелайтис написал свое произведение на одном из распространенных культурных языков, он был бы признан одним из первых в ряду великих писателей».

В 1964 г. 250-летний юбилей К. Донелайтиса вошел в список памятных  юбилейных дат Президиума Всемирного Совета Мира. В этом же году руководством Калининградской области и Министерством культуры Литовской ССР было принято решение о реставрации здания бывшей лютеранской кирхи в пос. Чистые Пруды. Восстановительные и реставрационные работы были проведены коллективом Каунасских мастерских республиканского треста реставрации памятников культуры, возглавляемым архитектором Н. Киткаускасом. Долгим и кропотливым трудом мастеров старинное здание было восстановлено. 14 июня 1979 года были перезахоронены останки поэта в крипте реставрированной кирхи. Сюда приходят почтить память великого поэта.  11 октября 1979 г. под сводами кирхи был открыт Мемориальный музей К. Донелайтиса.

В 1998 г. Каунасским реставрационным управлением был отреставрирован пасторский дом, вошедший в мемориальный комплекс музея.

В честь 290-летия со дня рождения своего знаменитого земляка, в Гусеве 24 сентября 2004 года торжественно открыт памятник Кристионасу Донелайтису. Авторы памятника: Николай Тищенко и Виталий  Хвалей, руководитель проекта Р. Майер.

(Материал подготовила С. Кожевникова 23.11.2014 г. исп. статья от 14 марта 2014 г.)

Список используемой литературы:

Л. Гинейтис. Кристионас Донелайтис. — История литовской литературы. — Вильнюс: Vaga, 1977. — С. 33—55.

Гальцов В. И. Восточнопрусские просветители // Очерки истории Восточной Пруссии. – Калининград, 2002.

Времена года. Перевод с литовского Д. Бродского. — Москва: Художественная литература, 1964. — 152 с.

Шумакова Т.И. Мемориальный музей Кристионаса Донелайтиса. – Калининград, 1983.