Немного об архитектурных стилях нашего города.

Исторический процесс строительства и развития архитектуры Восточной Пруссии неразрывно связан с очень многими моментами и событиями, происходящими на этой территории. Начиная с поселений пруссов, затем рождения городов под влиянием Тевтонского Ордена; и так каждый период истории обязательно вносил свои изменения и нововведения.
Древние города не сразу приобрели осмысленную планировку, она менялась постепенно с вновь возникшими потребностями горожан и владельцев замков. Стали отводиться места под рыночные площади, широкие улицы, общественные места. С ростом населения усилилось строительство жилых домов вблизи замков и торговых дорог. Стали закладываться новые города. А это довольно не простая задача. Эпоха средневековья – период жесточайших строительных уложений; впервые после римской античности устанавливаются градостроительные нормы и применяются на практике. Города возникали в местах, где природа их никогда бы не породила, но где их наличия требовала государственная стратегия. Города расставляли по удобным для обороны местам: у слияния рек, по судоходным руслам, в засеках, за болотами. Восточная Пруссия, получив вполне разработанные градостроительные схемы высокого средневековья, надолго смогла их сохранить.
А теперь немного предыстории. В 1336 году Тевтонский рыцарский орден основал «Инстербургский дом». Самым удобным местом посчитали место впадения Чернуппы в Ангерапп и слиянием Ангерапп и Инстера. Поселок у подножия замка в начале 16 века насчитывал около 350 жителей (около 60 дворов). В 1541 году поселок Инстер получает статус города и становится городом Инстер, а с 1583 года — городом Инстербургом от названия реки Инструч, в устье которой он находится, и немецкого «бург» — крепость, замок. С этого времени город Инстербург, удобно расположенный на торговых путях, начинает расти и развиваться благодаря торговле зерном и проведению ярмарок. Правда, и с окончанием эпохи Средневековья Инстербург не раз становился жертвой войн и прочих напастей, тем более что он, в отличие от большинства других старых городов, не имел оборонительных стен, валов и рвов. Большое значение для развития города имела портовая площадь, находившаяся где-то на левой стороне реки Ангерапп. Благодаря речному транспорту город скоро вступил в торговые отношения с другими городами.
Каждый исторический период развития города оставил свой след в виде памятников истории, археологии, архитектуры и градостроительства, традиций, исторических событий и т.д., представляющих значительный интерес, как для российских, так и для зарубежных гостей и туристов. Черняховск хоть и пострадал в годы Второй мировой войны, но все же сохранил свой неповторимый облик, сохранил Восточно-Прусский колорит.
За годы советской власти в городе была построена масса типовых пятиэтажек, но, тем не менее, на улицах города можно встретить немецкие здания в стиле модерн, аккуратные двухэтажные коттеджи, старинную брусчатку, арки и мосты. В настоящее время более ста памятников передано на государственный учет.
Учитывая колорит городской архитектуры Инстербурга — Черняховска поговорим только о нескольких исторических стилях присущих нашему городу и не будем касаться современных стилей, чтобы не нарушить образ старого города. Начнём с основной особенности города, с готики. Готика — период становления европейской культуры, начало которого отсчитывают с 1130 года. Готика пришла на смену позднеантичному романскому периоду господства Византии. Центром распространения готики считают средневековую Францию. Позднюю или северную готику отождествляют с периодом Реформации. Наиболее сильно проявился в архитектуре, где визитной карточкой готики являются удлиненные пропорции и острые конические крыши, в скульптуре, а также в живописи и народно-прикладном искусстве. Слово происходит от итал. gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджио Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от средневековья. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.
Готика в своем развитии подразделяется на Раннюю готику, Период расцвета, Позднюю готику.
Философия готики (средневековая философия) проникнута осознанием существования иного мира, из которого постоянно приходят ангелы, демоны, вампиры, мертвецы или привидения. Эпоха готики совпадает с эпохой крестовых походов, возвышенной любви и рыцарских романов.
Готический стиль в основном проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вымперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна.  Элементы орнамента готикиВсе элементы стиля подчёркивают вертикаль.
Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени — новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми.
Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. арки крестового свода Кроме того, готика последовательно применяла стрельчатую форму в сводах, что также уменьшало их боковой распор, позволяя направлять значительную часть давления свода на опору. Стрельчатые арки, которые по мере развития готической архитектуры становятся все более вытянутыми, заостренными, выражали главную идею готической архитектуры – идею устремленности храма ввысь.
Часто на месте опоры аркбутана на контрфорс ставился пинакль. Пинакли — это завершенные остроконечными шпилями башенки, имеющие часто конструктивное значение. Они могли быть и просто декоративными элементами и уже в период зрелой готики активно участвуют в создании образа собора.
Стены превратились в простую легкую «оболочку», их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре.
Примером зрелой готики является католический костел им. Святого Бруно.  IMG_0065
Архитектор костела Фридрих Хайтман — один из самых знаменитых архитекторов Восточной Пруссии. Строился костел с 1902 по 1904 год. Внутренний вид его выдержан в строгом готическом стиле. Особого внимания заслуживают витражи (сохранились два фрагмента). Две картины из кирхи художника Иоханнеса Олеша, “Путь на Голгофу” и “Приговор Иисуса к смерти Понтием Пилатом”, известны во всем мире. Была подчинена тильзиту, приход 1800 душ. Орган построен 1902 г. фирмой «Бруно Гебель и сыновья»
(фото костёла)
В Германии конца ХIХ – начала ХХ веков неороманское направление получило довольно широкое распространение, хотя никогда не доминировало. Объединение Германии и образование Германской империи в 1871 году сделало весьма распространёнными общественные настроения близкие по своему характеру неоромантизму. Неороманская стилистика в немецкой архитектуре во многом была выражением этих настроений. В Германских городах во множестве появляются здания самого различного назначения использующие неороманскую стилистику и неороманский стиль оставался вплоть до первой мировой войны одним из главных направлений страны.
Пример неороманского стиля: Православная Свято-Михайловская церковь. Храм 046
Свято-Михайловская церковь, ранее лютеранская реформаторская кирха, построена в 1886-1890 годах кенигсбергским архитектором Фридрихом Адлером в неороманском стиле. Первый камень был заложен в 1883 году в честь 300-летия получения Инстербургом городских прав на площади, получившей наименование Маркграфенплатц (Церковная площадь).
Вторая половина XIX — начало XX века. Отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более плавных, естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (бетон, сталь, керамика), разнообразность цветовых решений. Отличается стремлением к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделяется не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатываются.
Как и для общеевропейского модерна, для балтийского направления характерна общая романтическая приподнятость, преувеличение, гротескность формы, подчеркивание натуральной красоты материала.
Обширное наследие архитектуры балтийского модерна занимало одно из лидирующих мест при формировании архитектурного облика городов балтийского региона. Появление доходных, торговых и других построек модерна оказало значительное влияние на формирование среды центральных улиц балтийских городов (отчасти – исключение составляет Ревель). Эти сооружения олицетворяли идею культурно-экономического прогресса, являлись воплощением новейших течений зодчества и, вместе с тем, ярко демонстрировали региональную самобытность Балтии.
Другая особенность выразилась в самобытности формообразования балтийского модерна, связанной с привнесением элементов региональной культурной традиции, в декоре — мифологических дохристианских персонажей, образов балтийской природы.
Балтийский модерн часто представал в смешении с другими стилистическими направлениями, в частности, с ретроспективизмом, неоклассицизмом.
В целом, формотворческая специфика балтийского модерна была ориентирована на обращение к истокам, поискам вдохновения в ушедших эпохах. Опора на историзм и современное переосмысление формы дало новый толчок к развитию балтийского модерна как нового стилистического направления.
(Примеры на фото: здание ДХШ и музыкальной школы).IMG_0066
Бурное строительство города Инстербурга было в конце 19 начале 20 веков и особенно после первой мировой война изменило его облик. В послевоенной Германии на короткое время Веймарской республики модным стал минималистский «стиль Баухауза», который сменился архитектурой Третьего Рейха, тяготевшей к неоклассике. Однако отголоски неороманского стиля сохранялись в архитектуре Германии на протяжении всего ХХ века.

IMG_0045IMG_0021

 Кожевникова С. Опубл. ……

Мемориальный комплекс.

Большой и славный путь прошла 18-я гвардейская дивизия в годы Великфото монументаой Отечественной войны. От Москвы до Калининграда отмечена память героев гвардейцев, отдавших свою жизнь в боях с фашизмом.
В 1947 году на высоком берегу Анграпы на улице Спортивной был сооружён величественный монумент на братской могиле воинов, павших в боях за свободу и независимость нашей Родины (скульптор – Закаменный). Более 3,5 тысяч солдат и офицеров захоронены на этом небольшом участке. Здесь и павшие в боях и умершие от ран в госпиталях Инстербурга (офицеров – 208, сержантов – 466, солдат 2434, неизвестных более 350 человек). В синеву неба гранёным штыком вонзился многометровый обелиск, высота его – 13 метров и наверху он заканчивается звездой. Ступенчатое основание, вокруг обелиска было облицовано чёрным гранитом. Его окружили скульптурные группы бойцов, высота каждой фигуры 2 метра, с развёрнутым знаменем, идущих в атаку.
Во исполнение постановления бюро Обкома ВКП/б от 20 июня 1950 года «О благоустройстве могил воинов Советской Армии погибших в боях Великой отечественной войны 1941-1945 г.г. и надзоре за их состоянием на территории монумента была проведена большая работа. До ноября 1950 года фасадная часть была ограждена в соответствии с проектом утверждённым Исполкомом городского Совета. Вдоль заасфальтированной дороги к памятнику были высажен декоративный кустарник и деревья, на клумбах посажены цветы. Часть работ по облагораживанию территории из-за нехватки срIMG_0003едств перенесли на 1951 год. С тех пор, несколько раз в году черняховцы отдают дань уважения павшим воинам.
В 1999 году во время ремонта памятник изменили, убрали статуи. Огромная полукруглая стена оформлена плитами с именами похороненных в братской могиле воинов. В центре — стела и звезда для вечного огня, в память погибших во второй Мировой войне. Просторное уложенное плитами пространство позволяет горожанам и гостям города проводить здесь митинги памяти и мероприятия патриотического характера, классные часы, конкурсы стихотворений о войне и мире. Ухоженные газоны и кустарниковые посадки, дорожки, лавочки довершают ландшафт сквера, делая его уютным и красивым. Мемориальный комплекс занимает особое почётное место в достопримечательностях города и очень любимо жителями города.

2007 г. С. Кожевникова

О памятнике И.Д. Черняховскому в нашем городе.  IMG_001

Всех кто приезжает в наш город по железной дороге или автобусом на привокзальной площади встречает памятник полководцу генералу армии И.Д Черняховскому. Этот бронзовый монумент на постаменте из красного гранита был открыт 9 мая 1977 года.
Боевой путь генерала пролегал на активнейших участках советско-германского фронта от Воронежа до Тернополя, от Орши до Кенигсберга. И.Д. Черняховский командовал 3-м Белорусским фронтом. Под его командованием 18 и 16 гвардейские дивизии штурмом взяли город Инстербург, который после победы над фашистской Германией стал городом его имени. На подступах к Кенигсбергу, в районе городка Мельзак (ныне Пененжно, Польша) утром 18 февраля осколком снаряда был смертельно ранен талантливый полководец. Дважды герой Советского Союза погиб, когда ему было всего 38 лет. 7 сентября 1946 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР город Инстербург был переименован в Черняховск.
Работа скульптора Бориса Едунова и архитектора Михаила Насекина навсегда увековечили в камне образ легендарного человека. Памятник Черняховскому — одна из самых значительных работ московского скульптора (он известен нам, прежде всего как автор установленных в Калининграде памятников Эрнесту Тельману, Карлу Марксу, М.И.Калинину, монумента «Мать-Россия» и памятного знака «Землякам — космонавтам»). Благодаря поддержки президента Академии художеств РСФСР Н.В.Томского, в Министерстве культуры РСФСР были приняты размеры скульптуры: высота — 4,8м, постамента — 4,5м., а так как размеры монумента должны были соотноситься с масштабами города, утверждённые размеры превышали все нормы. Именно Иван Михайлович Матва — ветеран Великой Отечественной войны, главный архитектор города вместе с заместителем председателя горисполкома Владимиром Петровичем Дубасовым, на самом высоком уровне добились разрешения установить в нашем городе скульптуру высотой четыре с половиной метра вместо «положенных» полутора. Архитектор М.Д. Насекин, сделав привязку к местности, предложил установить скульптуру лицом к западу, как напоминание об освободительной миссии Советской Армии. По обычаю под каждый угол фундамента заложили по юбилейному рублю, а в правый передний угол — бутылку с 40 автографами тех, кто занимался осуществлением проекта. Бронзовая скульптура полководца, постамент из красного гранита с боковыми фасадами в виде стилизованных знамён были установлены в сложных погодных условиях, поскольку стояли самые настоящие морозы. Ещё одна задача стояла перед руководством проекта: необходимо было уложиться в общую стоимость всех работ в 120 тысяч рублей. И это получилось, поскольку часть работ были выполнены на общественных началах.
7 мая 1977 года государственная приемная комиссия во главе с начальником управления культуры облисполкома А.Т.Грачевой подписала акт приемки памятника в эксплуатацию с общей оценкой «хорошо». Новый монумент стал настоящим символом города.
Предыстория памяти и почитания легендарного героя, чьё имя носит наш город, началось сразу после Великой отечественной войны. С его именем в 1948 году связан почин коллектива железнодорожников нашего города, по их инициативе был установлен на Привокзальной площади большой портрет генерала, это было первое изображение героя в нашем городе. Сегодня памятная доска с изображением И.Д. Черняховского, отреставрированная несколько лет назад, находится около входа в здание вокзала со стороны железнодорожных путей.
Первый памятник командующему 3-м Белорусским фронтом в городе Черняховске был сооружен в конце 1948 года на той же Привокзальной площади. Закладка фундамента состоялась 10 мая, открытие — 7 ноября 1948 года. Это был гранитный обелиск высотой более 5метров с барельефом из белого мрамора. Барельефный портрет И.Д. Черняховского был изготовлен по паспортной фотографии. Немецкий военнопленный, который работал над проектом памятника, утвержденного в Москве, его и построил. В 1950 году обелиск был заменен бюстом работы Марии Прокофьевой, молодого скульптора городской конторы благоустройства. После открытия нового памятника в мае 1977 года по другую сторону площади, прежний памятник демонтировали.
Еще один бюст полководца на территории района несколько ранее был установлен у правления колхоза им. И.Д.Черняховского, в поселке Заовражное, где является символом патриотизма и местом проведения торжественных мероприятий в наши дни.

2006 г.  С. Кожевникова