Далёкие предки на землях  Великой Пустоши. 

Сегодня мы совершим экскурсию в древние времена территориии окружающей Балтийское море.

Человек стал заселять этот край довольно поздно. В восьмом тысячелетии до нашей эры ступила нога человека на эту землю. Только-только ушёл на Север Валдайский ледник. Климат здесь был ещё довольно холодным, но отдельные группы охотников уже бродили по звериным тропам Великой Пустоши. Это были очень далёкие предки нынешних финно-угорских народов, которые ещё живут на севере Скандинавии. Пришли они с юга охотится на северных оленей, которые во множестве водились в этих краях. Но с потеплением климата олени ушли на Север, туда же ушли эти первые люди, оставившие о своём пребывании здесь немного наконечников от стрел, изделия из кости и нечаянно оброненные вещи (всё это нашли археологи в торфянниках края). Стремительному приходу индоевропейцев в эти края (в конце III тысячелетия до нашей эры) местные малочисленные рыболовы помешать не могли, они просто были выдвинуты отсюда или истреблены. Эти новые племена, арии ( так они себя называли, что в переводе означало «благородные воины»), были первыми, самыми дальними предками индоевропейцев. Владели они луками и боевыми топорами, приручили лошадь и принесли на эту землю культуру «шнуровой керамики», известную всем археологам  мира. Свои глиняные горшки они украшали оттиском кручёного шнура. Кстати, прибыли они сюда с территории Восточной Европы, а зародились эти индоевропейцы на территории Малой  Азии, где-то между Арменией и Палестиной, ещё в V тысячелетии до нашей эры. Первая их часть пошла на восток. Через северную часть Иранского нагорья она дошла до северной Индии и там под именем Харья, то есть благородные (на санскрипте) разграбила знаменитую цивилизацию Махен-Джударо, основанную ещё дровицкими племенами и остались там жить в виде современных индусов, а другая их часть отправилась на север и северо-запад, то есть в Европу. Она сложила основу тех народов, которые её и населяют, то есть славяне, германцы и кельты и лишь небольшая часть народов современной Европы имеет не индо-европейское происхождение. Кстати, самые чистые индоевропейцы, которые были кочевниками, это цыгане. В эпоху бронзы и раннего железа (конец II т.д.н.э. — начало I т.д.н.э.)  происходит этническое перемещение. Потомки первых индоевропейцев смешиваются с частью переселенцев с севера (со Скандинавии, там тоже жили племена индоевропейцев) и с запада (территория Польского Поморья). Эти три этнические группы сложили ту общность, которую мы сейчас называем — балтами. 

Вообще, эта земля отставала в своём развитии от остальной Европы, но всё же, этот край ещё в античные времена был известен за тысячи километров и как магнитом притягивал сюда людей. А магнитом служил янтарь, которого на нашей земле огромное количество, этим кстати можно объяснить и этнические миграции. Многие хотели владеть янтарём и контролировать его продажу. Так что наш край по праву можно назвать тем перекрёстком дорог, где скрещивались и торговые и водные пути Европы. Именно тогда эта земля получила несколько названий. Древние кельты и германцы называли эту землю: «Озерикта» и «Аустеравия» — что переводится на русский язык одинаково — «Восточная Страна». И что интересно, через много веков именно такой же геополитический смысл был заложен в старогерманское название Австрии, которое сохранилось до наших дней. А людей, которые здесь жили, стали называть «эстии», что переводится как «живущие на востоке». Очень часто эти племена строили свои жилища на сваях: вбивали столбы в илистое дно озера и на них строили своё жильё, между домами прокладывали мостки. Довольно удобно было ловить рыбу прямо с крыльца дома. Тогда же появилась культура «самбийских курганов». Местные жители поклонялись богу грома и молнии — Перкуну. По их преданиям возвышенные места, а именно туда чаще ударяли молнии, были специально указаны их божеством, для совершения обряда погребения.

Перкунас

Рис. Храм или священное место, посвящённое богу Перуну ( Пяркнас — Перкунас — Перконс – Перкунс), где горел негасимый огонь.

Янтарь местные жители не ценили. Они собирали его по берегу моря и отапливали им свои дома. От янтаря шёл сильный жар и приятный смолистый аромат. Называли они эти жёлтые камни — «глёзами» или «глэзум», что в переводе означает «прозрачный». За многочисленные «инклюзы», то есть включения в янтаре, и выемки, вмятины эстии обожествляли янтарь и  носили такие  кусочки янтаря на шее в виде амулетов и оберегов. Племена кельтов, пришедших на эту землю, наладили торговлю янтарём и местные жители были очень удивлены, что за кусочки прозрачных камней им давали деньги и оружие. Янтарём торговали и с жителями Северного Кавказа — Чечни (сами чеченцы появились в конце XVIII века). Так в районе Гудермеса, в могильнике, найдены огромные куски нашего янтаря, а сюда привозили медь, так как на Северном Кавказе тогда были огромные медные рудники. Именно в это же время племена кельтов открыли «Великий Янтарный путь», связав земли Самбии с провинциями Римской империи. Корабли огибали Самбию по Гданьской бухте. Шли вдоль Балтийской косы до устья Вислы. Там поднимались вверх пи Висле до района нынешнего Кракова. Затем караваны пересаживались с лодок на коней, волов или Буйволов и переваливали через Моравские ворота (окрестности Братиславы), шли вдоль реки Моравы и через Карпаты, и уже по южным склонам Карпат проходили междуречьем (между Дунаем и Тисой) и там уже считалась зона влияния Римской империи. Далее, вдоль Тисы, караван спускался к городищу Королонтур (ныне восточные окраины Вены), переправлялись через Дунай по понтонному мосту и потом, уже в пределах Римской империи, караваны двигались в сторону города Аквилеи (недалеко от нынешней Венеции). В Аквилеи из янтаря  делались полуфабрикаты, которые затем развозили по всей империи. Этот путь янтаря был описан Корнелием Тацитом. В обмен на янтарь с Римской империи в земли эстиев поступали серебряные и бронзовые монеты, украшения (фибулы, бусы), стеклянные сосуды и медь. Из меди делалась бронза, а из бронзы — орудия труда и оружие (кинжалы). Слава о Янтарном крае распространялась в геометрической прогрессии. Интерес к янтарю проявляли также и греки. В Греции янтарь сжигали на священных кострах, вокруг которых рассаживались люди и вдыхали аромат горящего янтаря. Но всё же настоящую славу янтарю принёс Римский император Нерон. В середине I века нашей эры он посылает в Янтарный край специальную экспедицию. По преданию, одна из многочисленных жён Нерона решила покрасить волосы в жёлтый цвет — до неё в Римской империи волосы ещё не красил. Ей было завидно, что германские женщины все блондинки, а она была тёмноволосой. Когда она перекрасилась, то никакие  украшения не смотрелись на ней: ни сердоликовые, ни гранатовые. И тогда она приказала привести ей янтарь с далёкой Северной страны. А янтаря привезли так много, что не знали, что с ним делать и куда применить. Чтобы придать пышность гладиаторским боям, сетка арены, снаряжение и носилки для убитых гладиаторов отделали кусками привезённого янтаря.