Лоза — это чрезвычайно приятный и послушный материал, позволяющий создавать самые разнообразные формы плетеных изделий, давая волю воображению. При том, что приемов и способов плетения не очень много, широту возможностей изготовления изделий из лозы переоценить трудно. Технология плетения известна еще с древности, в общем-то, здесь трудно изобрести что-либо принципиально новое, но, пользуясь старинными приемами плетения, современные мастера могут создавать собственные, оригинальные работы. Известно порядка 50 различных видов лозы. Наиболее распространенные из них: чернолоз, верболоз, коноплянка и так называемый мохнач. Но для изготовления высококачественной мебели подходят не больше 2-3 видов лозы. И при этом только один вид в достаточной степени эластичен и идеально подходит для производства мебели — это белолоз.

Для изготовления каркасов обычно берется орешник, потому как он достаточно легкий и прочный. Его выделывают по выверенным лекалам, наиболее подходящим под строение тела человека. Для создания каркасов и мебели используется исключительно ручной труд человека.

Биоэнергетические свойства лозы

Еще издавна лоза используется человеком в качестве магического инструмента. Согласно Библии, пророк Моисей при помощи посоха, являющегося прообразом лозы, находил в горах подземные источники. Пожалуй, самое раннее упоминание о лозоходстве (гравюра с изображением лозоходца) относят к 2100 году до нашей эры. Еще в Древнем Китае при выборе места постройки дома площадь сначала обследбвалась лозой, и дом сстро-ился на месте, где лоза не отклонялась. О локации писали древние мыслители Агрикола и Плиний. В период так называемой охоты на ведьм в Европе лозоходство преследовалось наравне с колдовством. По своим биоэнергетическим свойствам верба и лоза считаются «подпитывающими» растениям, контакт с которыми наращивает энергетику человека и увеличивает сопротивляемость организма всяческим недугам. Обычно контакт с таким растением приводит к улучшению самочувствия, приливу сил, появлению ощущения бодрости.

Искусство лозоплетения — одно из старейших человеческих ремесел, оно древнее гончарного дела. Основной принцип плетения лежит в основе ремесла ткачей. Пожалуй, лозоплете-ние — единственное ремесло, которое дошло до наших дней практически в первозданном виде. Вообще же, лозоплетение — давний и весьма распространенный вид промысла. Он был популярен еще в 18-19 веках, преимущественно в местностях, прилегающих к рекам. На элегантную мебель, корзины и прочие предметы домашнего обихода, выполненные из окоренной лозы, окрашенные красителями, а порой и покрытые позолотой, появился такой спрос, что во Франции в провинции . Шампань для посадки ивы уничтожались даже виноградники. Лозоплетение стало модным занятием. Огромное число людей начали заниматься этим ремеслом в Баварии и Пруссии. Повсюду открывались специальные школы плетения. На Руси такие школы начали создавать помещики, позже — земские управы. Одна из первых таких школ для кустарей по изготовлению модных плетеных изделий была открыта в 90-х годах 19 века под Москвой на средства известного мецената Саввы Морозова. В этот период активизируется лозоплетение в Украине, где в местную школу специально были приглашены лучшие мастера художественного плетения из Германии и Франции.

Сплетенные из лозы предметы за счет своей практичности, удобства и привлекательного эстетичного вида не утратили популярности и в 21 веке. Еще в очень давние времена в деревнях плели корзины из ивовой лозы. Эта работа была довольно тяжелая, а корзины стоили чрезвычайно дешево. Иными словами — это был неблагодарный труд. Но в один прекрасный момент одному из мастеров пришла в голову мысль, что лозоплетение может и должно стать искусством. Так, он начал делать плетеную мебель из той же самой ивовой лозы, которая в отличие от корзин превратилась в настоящую роскошь. В дворянских усадьбах и тут и там возникли изящные кресла-качалки, жардиньерки и канапе. Так уж случилось, что искусство лозоплете-ния ассоциируется у нас в основном с прошлыми столетиями. Сколько их было-то — забытых народных промыслов и старинных ремесел?

Оказавшись в производственном цеху, где создаются удивительные плетеные вещи, так и хочется прикоснуться к ивовым прутьям. Стулья, кресла, диванчики буквально притягивают к себе — возникает непреодолимое желание на них как можно быстрее присесть. В этом смысле зачастую говорят: «положительная энергетика» или «экологически чистые вещи». Согласитесь, что когда кругом металл и пластик, а от соседства линолеума на полу с синтетикой на теле в пространстве квартиры стоит треск и летят искры — так и хочется припасть поближе к земле. Так сказать, отдать лишнее электричество чему-нибудь экологически чистому. К примеру, ивовой лозе. Самую обыкновенную иву, которая растет на любом болоте и в канаве, здесь называют не иначе, как ласково и любовно, — ивушка. Мебель, изготовленная из нее, — прозрачная, ажурная, практически невесомая. При этом не все представляют, сколько в нее вложено труда.

Сначала нужно срезать ивовый прут. Хорош он будет в том случае, если он относительно молодой, однолетний и желательно — выросший во влажном месте (в этом случае он будет более прочным). Необходимо учитывать и сорт ивы — в зависимости от него прут может иметь различную окраску. Всего же сортов в наших краях насчитывается более 150. Самые ценные для лозоплетения — белотал, краснотал и «американка», которую специально выращивают. Собранный прут проваривают в особом растворе. Отварив, снимают кору, и в результате получается гибкая белая лоза. Затем ее сортируют по длине и диаметру, потом снова вымачивают, так как плести можно только из влажной лозы. Далее собственно и начинается ручной труд, в процессе которого половина всех прутьев, оказавшихся ломкими, не достаточно прочными, выкидываются. Ивовой лозой необходимо оплести заранее заготовленный каркас — также из дерева ивы. Надо сказать, что у опытных мастеров, набивших в достаточной степени руку и набравшихся опыта, фантазия безгранична. И даже на основе одного и того же шаблона могут.получиться два абсолютно разных по внешнему виду кресла — с печатью индивидуальности мастера.

Многие подумают: производство — безо всяких новинок современной техники, оснащенное самым примитивным образом. Да и материал вполне незатейливый. Но, узнав перечень заказчиков данной продукции, вы обязательно встретите имена самых известных бизнесменов и представителей власти. Роскошь вовсе не обязательно должна быть экзотичной, привезенной из далеких стран. Она вполне может быть сделана из материала, произрастающего на местном болоте. Абсолютно незаметное на первый взгляд растение плюс секреты древнего русского ремесла и талантливые руки мастеров — и квартира, дача, а также ваше настроение изменятся кардинально.

Достоинства плетеных изделий

Природный экологичный материал, ручная работа, крепость, легкость, характерный приятный запах. Лоза в изделии имеет свойство в течение 3-х лет приобретать красный оттенок. При бережном отношении к изделию оно может не терять своих свойств два десятка лет. Существует множество вариантов использования изделий: в жилищном секторе, барах, ресторанах, кафе, офисах, комнатах отдыха солидных фирм. Природная чистота материала и высокие качества плетеной мебели делают ее все более востребованной. Она создает для вас ностальгическую атмосферу уюта и благополучия дворянских усадеб минувшего века, а золотистое кружево ивовой лозы очаровывает своими умиротворяющими ритмами, спасает от стрессовых состояний.

Устойчивость к воздействию влаги и высоким температурам дает возможность применять ее в саунах и бассейнах. Она очень легкая и открытая. Ее безумно приятно трогать — гладить, прикасаться. Порой ротанговая мебель по сроку своей службы бывает не хуже дубовой. Благодаря используемой технике плетения, удается избегать острых углов, создавать обтекаемые, плавно извивающиеся формы и соответственно — силуэты в интерьере. Совершенно особый шик и грацию плетеная мебель приобретает, когда ее создают настоящие мастера своего дела, способные учесть разнообразие фактур плетения и требования, которые выдвигаются к современной мебели. Они ее время от времени пробуют комбинировать с тканью, деревом, стеклом, металлом, кожей, расширяя таким образом стилистику предметов. Также не последняя роль отводится конструктивности мебели, поскольку это качество на сегодняшний день во многом определяет конкурентоспособность мебельной идеи для ее запуска в производство.

Как уже отмечалось, присутствие плетеной мебели в интерьере указывает на статус хозяина дома, дополняет интерьер, делает его колоритным и уникальным. При всей своей ажурности эта мебель удобна и практична. Она практически невесома, а потому всякая ее перестановка в доме под силу даже ребенку. При всей своей внешней хрупкости и грациозности все предметы, сплетенные из ивовой лозы, чрезвычайно прочны и долговечны. Время придает им дополнительное очарование, придавая лозе благородные, более темные оттенки.

Какая бывает плетёная мебель

С наступлением лета природа пробуждается после зимней спячки, и всем так хочется быть поближе к ней. Уехать в лес, к морю, наконец, просто в деревню и забыть на время о городе. Но можно сохранить воспоминания о лете и на весь год, если расставить в своей квартире мебель, сплетенную из природных материалов: ивовых прутьев или гибких тропических лиан.

Такая мебель практически всем хороша. Она гигиенична и натуральна, довольно проста в уходе и благодаря малому весу мобильна. При кажущейся хрупкости она весьма долговечна и прекрасно зимует в помещениях без отопления. Лишь мебель из лозы боится частых перепадов температуры и влажности, поэтому ее не рекомендуется постоянно держать в саду или на не-остекленных балконах. Приблизительный список мест возможного применения этой мебели выглядит так: внутренние помещения квартир, загородных домов и дач, крытые лоджии, веран ды, террасы, зимние сады и многое другое.

Что может являться сырьем для плетеной мебели.

В качестве сырья для плетеной мебели могут использоваться самые разнообразные виды флоры, произрастающей во всех частях света и различных климатических условиях К примеру, подойдут пальмы (ротанг и рафия), деревья и кустарники (ива, виноград, орешник) , злаки (бамбук, тростник), травянистые растения (банан), водоросли, наконец. Непременное условие — материал должен обладать достаточной гибкостью и не ломаться в процессе обработки и последующей эксплуатации. Здесь в дело идут самые разные части растений: стебли ротанга и тростника, ветви ивы, орешника, листья рафии, банана. К слову надо сказать, некоторые виды банана специально культивируются именно для плетения разного рода изделий а не ради получения плодов.

Конечно же, наиболее распространенное и интересное в этом плане сырье — ротанг. Этот материал является «лазающей» лианой, хотя по родовым признакам относится к пальмам. Растет повсеместно во всех тропических областях, и в первую очередь в лесах Юго-Восточной Азии. Цепляясь за находящиеся поблизости деревья и кустарники, свисая между ними на разных уровнях, ротанг образует густую непроходимую чащу. Длина его стебля может достигать порой 00 м, а толщина 7 см. Главной отличительной особенностью этой пальмы являются хорошо заметные междоузлия, из которых растут перистые листья. Древесина ротанга, который обитает в условиях почти стопроцентной влажности, отличается специфической, слегка пористой структурой, и из-за этого, практически без труда обрабатывается. Из цельных, достаточно толстых стеблей изготавливаются элементы каркаса мебели, тонкие же полоски, нарезанные из сердцевины, идут на плетение ажурных узоров.

В России чаще всего мебель плетут из ивовой лозы. Заросли ивняка вокруг водоемов и на болотах можно встретить в средней полосе нашей обширной родины буквально повсюду: в Подмосковье, в Калужской и Вологодской областях, на Тамбовщине. С давних времен гибкие прутья ивы для жителей многих наших местностей стали прекрасным подручным материалом для изготовления разнообразных крупных и мелких предметов, причем не только мебели.

Как плетут

Как утверждают сами производители, к примеру, легкое ажурное кресло без труда способно выдерживать вес до 500 кг. Есть смысл разобраться поподробнее, каким образом достигается столь высокая прочность.

Технология производства мебели из стеблей ротанга или ивовой лозы включает в себя несколько этапов. Первый этап — заготовка и сортировка растительного сырья. Второй этап — очистка от коры стеблей и веток. Кстати, последняя часто тоже идет в дело: ее режут на куски, и они используются для оплетки стыков, торцов и углов изделий. Иногда кору вообще не снимают, и в этом случае готовая мебель приобретает стилизованный «деревенский» вид. К примеру, из неочищенных прутьев могут быть сделаны кресла и стулья для дачи или загородного дома. Следующий этап подразумевает тепловую обработку материала, благодаря которой он становится более податливым, способным сохранять требуемую форму. В зависимости от конечной цели производства и изначальных размеров заготовок требуется как минимум вымочить сырье в теплой воде, а в идеале его нужно обработать паром. После этого сразу же приступают к созданию отдельных деталей, приданию формы толстым заготовкам и плетению рисунка из тонких полосок или прутьев. Последующие этапы довольно стандартны: сушка, шлифование, сборка, лакирование или покраска. То есть технология аналогична той, по которой производят самую обыкновенную мебель из древесины. Стоит отметить, что готовые изделия приобретают высокую прочность как раз в результате тщательной сушки согнутых деталей. Практически все предметы плетутся вручную, без использования какой-либо техники. Существует огромное число самых разнообразных видов плетения. Пожалуй, наиболее распространенный из всех — «косичка» (в 1, 2 и 3 прута), корзиночное и шашечное плетения.

Предметы мебели

После того как мы смогли представить все многообразие используемых для плетения мебели материалов, и кратко ознакомились с технологическим процессом, мы вплотную подошли к основному вопросу: какие же предметы изготавливаются таким экзотическим способом и много ли в каждом из них собственно плетеных элементов?

Мебель, которую принято относить к классу плетеной, не обязательно должна на 100% изготавливаться из специфического растительного сырья. Отдельные элементы конструкций могут быть деревянными, стеклянными или металлическими. Из стекла чаще всего делают столешницы; из металла — каркасы стульев, столов или кресел. Из древесины делают корпуса шкафов и основания кроватей. Гостиные наборы в обязательном порядке комплектуются съемными сиденьями и матрасами.

Особым спросом у российского покупателя пользуются недорогие обеденные группы, а также комплекты мягкой мебели. Также чрезвычайно популярны разнообразные кресла-качалки. Приверженцев здорового образа жизни привлекают ротанговые кровати, а поклонников «легкого» стиля — этажерки, комоды и прихожие из гнутых стеблей, оборудованные вынимающимися плетеными корзинами вместо тяжелых выдвижных ящиков. Обеденные наборы одинаково хороши на веранде, в саду, в квартире и на даче. Состоят такие обеденные группы из нескольких стульев или кресел (обычно 4 или 6) и стола. Продаваться могут не обязательно в комплекте, довольно часто салоны и магазины предлагают поэлементный набор. И в самом деле, иногда важно иметь возможность составить нужную комбинацию самостоятельно.

Зачастую стулья и легкие кресла имеют основание из ветвей ивы или гибких стеблей ротанга. Сиденья и спинки покрываются разного рода плетением. На примере этих предметов мебели можно легко проследить, как гнутся, не ломаясь, тропическая лиана и русская лоза. Стыки деталей фиксируются посредством стяжек из коры растения или натуральной кожи, причем последняя считается более прочной. Стулья и кресла с гнутым ротанговым основанием чаще всего индонезийского производства. Европейская мебель же часто имеет металлический (к примеру, кованые модели от EXPORMIM, пр-во Испания) или деревянный каркас (стулья Caprice с тростниковыми спинкой и сиденьем от ISKU, пр-во Финляндия). Обеденные и журнальные столы могут быть полностью покрыты плетением, в том числе и крышка, и основание, но чаще оборудуются прозрачной столешницей из стекла. Это характерно для многих моделей индонезийских фирм.

Традиционно комплекты мягкой мебели включают 2- или 3-местный диван, кресла и журнальный столик. Дополнительно могут комплектоваться пуфами и табуретами для ног. Так, набор для небольшой гостиной может состоять из маленького диванчика, кресла и декоративного столика (пример: коллекция Romance от ROBERTI RATTAN, пр-во Италия). Диваны, в том числе угловые, реже оснащаются механизмами трансформации выкатного типа. В подавляющем большинстве моделей мягкой мебели плетение покрывает не только спинку и сиденье, но также и задние и боковые поверхности, подлокотники (пример: комплекты от CASTAGNETTI & С пр-во Италия). У некоторых кресел каркасы для увеличения прочности изготавливают из массива древесины, гнуто-клееной фанеры либо стальных прутьев (типично для мебели IKEA, пр-во Швеция).

Популярные кресла-качалки на дугообразных опорах из ветвей ивы или гнутых стеблях ротанга ставят на верандах, лоджиях и в гостиных. Такие предметы производят подавляющее большинство фабрик, специализирующихся на изготовлении плетеной мебели: индонезийские, испанские, итальянские, российские. Как правило, плетение покрывает спинку и сиденье. Спальни можно меблировать плетеными предметами полностью. В первую очередь хороши ротанговые кровати с ажурным изголовьем. А прикроватные столики, шкафы и комоды, которые входят в комплект, дополняются плетеными вставками на фасадах (пример: модели от RATTAN-DECO, пр-во Испания).

Различные варианты оформления прихожих: и настенные панели с крючками для одежды и вешалки-стойки, и этажерки с плечиками могут изготовляться из веток ивы или ротанговых стеблей. Такие модели славятся легкостью дизайна и, что особенно важно, занимают мало места. Особенно широкий ассортимент прихожих предлагают индонезийские и испанские производители.

http://sarmiento.spb.su/istoria/

ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ЛОЗОПЛЕТЕНИЯ.

Конечно, только хорошо подготовленные и отлаженные инструменты обеспечат продуктивную и качественную работу. В зависимости от назначения инструменты для плетения лозы можно подразделить на:

* специальные инструменты для заготовки материалов (нож, щемилка, щепало, плоскостной струг — «шоф» и краевой струг — «шмол»),

* инструменты общего пользования (плоскогубцы, круглогубцы, ножницы, бельевые прищепки или электротехнические зажимы, галантерейная резинка, клей водостойкий для дерева, губка, шкурка, пила, шило, струбцинки, линейка или рулетка, дрель и др.).

Специальные инструменты для плетения из лозы: нож

Нож — основной помощник плетельщика — делают из ножовочного полотна или скальпель.

Подойдет для этой цели также любая полоска из стали, поддающейся закаливанию.

Конец ножа затачивают под углом 30—40° с тем, чтобы можно было работать им в поперечном и продольном направлениях, прокалывать острым концом отверстия, раскалывать прутья.

Лезвие приведенного на рисунке самодельного ножа вставлено в металлическую трубку, которая закреплена в деревянной ручке, выполненной «по руке».

Более простой нож легко смастерить из обломка использованного ножовочного полотна, обмотав изоляционной лентой ручку и заточив под углом лезвие (так обычно изготовляются сапожные ножи).

При работе можно пользоваться и обычным перочинным ножом, но в этом случае для удобства необходимо его ручку и часть лезвия обмотать изоляционной лентой и переточить конец лезвия. Заметим, что такой нож не будет складываться в процессе работы. Для хранения ножа следует сшить чехол из кожи.

Рис. 1. Самодельный нож плетельщика.

Нелишне напомнить, что ножом надо пользоваться осторожно, выполняя два основных правила:

* резать ножом только от себя и следить, чтобы рука или колено не находились на пути движения ножа;

* не допускать, чтобы при работе ножом перед вами близко стоял человек.

Эти правила надо надежно запомнить молодым начинающим умельцам.

Для работы удобно иметь два ножа: вышеописанный, необходимый для обработки прутьев и используемый в процессе плетения, а также большой, с лезвием, изогнутым в виде серпа (садовый нож), для срезания прутьев.

Специальные инструменты для плетения из лозы: щемилки.

Для ускорения процесса очистки прутьев от коры любители обычно применяют щемилки. На рис. 5 показана ручная щемилка, которую лучше изготовить из твердого сухого дерева (дуба, березы, орешника) или металла.

Круглую деревянную заготовку диаметром 20—30 мм пропиливают вдоль оси по центру дважды под углом 90° на глубину 100 мм и удаляют два противоположных сектора. Оставшиеся два сектора должны пружинить при нажатии на их края так, чтобы обеспечивалось сжатие обрабатываемого прута. Края образовавшейся щели зачищают шкуркой, чтобы они не царапали поверхность прута при его очистке. Такая ручная (карманная) щемилка удобна тем, что ею можно работать в любое время и в любом месте, даже во время прогулки.

Рис. 2. Ручная шемилка.

При очистке прута от коры щемилка берется в правую руку, а левой рукой прут заводится в щель щемилки и протягивается сначала в одном, а затем в другом направлении. В ходе протягивания края щемилки сжимают, обеспечивая необходимый нажим на поверхность прута. Так очищают свежесрезанные прутья в период, когда сокодвижение в них еще не прекратилось. Если прутья засохли и снятие коры затруднено, то перед очисткой их необходимо проварить, пропарить или «оживить», поставив толстыми концами в воду.

Любители-корзиночники обычно пользуются более простой щемилкой, изготовляемой прямо на месте заготовки прутьев (рис. 6, а). Для этого срезается палка диаметром 30 мм и длиной 500 мм (желательно ореховая), один конец которой расщепляется на длину примерно 150 мм и конец расщепа перевязывается веревкой или проволокой. Другой конец щемилки заостряется и закрепляется в земле.

На рис. 3, б показана щемилка, сделанная из толстой проволоки, конец которой закреплен в деревянном чурбачке.

Специальные инструменты для плетения из лозы: щепало.

Для раскалывания прутьев понадобится щепало. Чтобы сделать его, круглая деревянная заготовка диаметром 20—25 мм и длиной 100 мм обрабатывается с торца так, чтобы образовались 3 или 4 клинообразных колющих «резца». Можно щепало изготовить из металлической трубки, сплющив ее конец так, чтобы образовались клинообразные ребра-резцы.
Рис. 3. Щемилка: а — деревянная, изготовляемая на месте заготовки прутьев; 6, в — из проволоки

Перед раскалыванием щепалом прут надкалывают ножом. Далее надколотый конец прута надвигают на щепало и протягивают через него, расщепляя по всей длине. При раскалывании прут надвигается на щепало малыми подвижками, строго соблюдая соосность щепала и прута.

При раскалываний прутьев на три или четыре части получаются шины, а на две части — пластины.

При освоении процесса раскалывания часто возникают затруднения, причины которых следующие:

* по неопытности срезаны прутья, которые вообще не поддаются расщеплению. Методом проб подберите те прутья, которые следует заготовлять;

* прутья после срезки долго лежали и засохли. В этом случае их необходимо или проварить, или пропарить, или «оживить»;

* при расщеплении зачастую не соблюдается соосность прута и щепала, что приводит к преждевременному скалыванию той или иной шины. Надо внимательно следить за толщиной шин, и если какая-либо шина стала, например, тоньше, то необходимо наклонить щепало от нее в другую сторону. Соосность легче соблюдать при малых, но частых подвижках прута.

Рис. 4. Щепало: а — с тремя резцами; б — с четырьмя «резцами»

* Сучки и утолщения проходят возвратно-поступательными подвижками;

* неправильная форма щепала. Следует проверить углы резцов щепала, которые не должны быть слишком острыми и слишком тупыми, что определяется опытным путем.

* Заготовленные шины отстрагиваются по толщине и ширине, в результате чего образуются ленты, используемые в плетении.

Специальные инструменты для плетения из лозы: стругим (шофы)

На рис. 5 показан простейший плоскостной струг (шоф) для отстрагивания шин по плоскости.

Простейшие плоскостные струги легко изготовить самостоятельно. В первую очередь надо подготовить нож, например, из ножовочного полотна. Лезвие ножа должно иметь одностороннюю заточку (наподобие стамески). Крепится нож к основанию обязательно под углом 5°. При большем угле шина, скорее всего, будет перерезаться, при меньшем — проскальзывать в зазоре между ножом и основанием струга.

Плоскостной струг, приведенный на рис. 5, а, представляет собой деревянный или металлический брусок, на котором привернут шурупами или винтами нож. Вырезанный на бруске уступ образует зазор между ножом и бруском, соответствующий толщине ленты. Верхняя плоскость уступа срезана под углом 5°. Для возможного изменения зазора и, следовательно, толщины ленты применяются сменные подкладки-пластинки разной толщины.

Целесообразно иметь несколько таких стругов с разными зазорами. Ведь из толстой шины можно получить тонкую ленту, только протягивая ее в несколько переходов, постепенно уменьшая толщину.

Плоскостной струг, показанный на рис. 5, б, отличается от предыдущего тем, что нож крепится к основанию прижимной колодки, а для создания зазора между ножом и основанием бруска предусмотрена сменная колодка клинообразной формы с углом наклона 5°.

Наиболее простым является струг, приведенный на рис. 5, в, где использованы детали детского металлического конструктора. На деревянном бруске крепится металлическая пластина, на которую четырьмя винтами привертывается нож. Под нож подкладываются со стороны лезвия по одной шайбочке, а с тыльной стороны — по две, обеспечивая таким образом нужный зазор и наклон между ножом и основанием струга.

Рис.5. Плоскостный струг (шоф): а— на основе бруска; б — с прижимной колодкой; в — из деталей детского конструктора

При работе струг берут в левую руку, правой сначала заводят шину тонким концом в зазор между ножом и основанием, а затем начинают ее протяжку. Большой палец левой руки, защищенный напалечником из кожи, должен слегка прижимать шину к основанию перед лезвием ножа.

При некачественном строгании возможны следующие причины этого:

* плохая заточка ножа;

* неправильная установка угла наклона ножа по отношению к основанию струга;

* ошибочное желание за один проход отстрогать из толстой шины тонкую ленту;

* применение для отстрагивания шин с сучками и утолщениями (и сучки и утолщения перед отстрагиванием необходимо срезать).

Если изготовление указанных плоскостных стругов вызывает затруднение, то можно в деревянном брусочке прорезать канавку, над которой закрепить под углом нож. Протягивая шину через канавку, получим ленту по толщине, равную глубине канавки. Некоторые опытные мастера отстрагивают шины и без струга, просто пропуская шину между ножом и указательным пальцем правой руки (для предохранения на палец обязательно надевается кожаный напалечник).

Для выравнивания ленты по ширине служит краевой струг (шмол), изготовить который довольно просто (рис. 6, а). Понадобится всего деревянный брусок и два кусочка ножовочного полотна с односторонней заточкой. Далее в бруске кончиком ножа прорезаются вдоль волокон два гнезда под углом 5—10°, в которые затем вколачиваются ножи так, чтобы между лезвиями было расстояние, равное ширине ленты. Ножи размещают плоскими сторонами друг к другу. Между ножами намечается по центру линия, по которой прорезается призматическая канавка на всю длину бруска. Канавка крайне необходима для центрирования движения ленты и равномерного снятия лишнего материала с ее краев.

Работать краевым стругом научиться легко. Струг берут в левую руку, а правой рукой заводят ленту узкой стороной между ножами и начинают протягивать шину. (Шина укладывается в канавку округлой стороной.) Не забывайте при этом большим пальцем левой руки, защищенным напалечником, прижимать ленту к основанию струга перед лезвием ножа.

Учитывая, что прутья бывают разного диаметра и соответственно разные из них получаются и шины, целесообразно изготовить несколько краевых стругов, например, с расстоянием между ножами от 1,5 до 5,5 мм. На рис. 6, б показан струг с тремя разными ручьями одновременно. Наиболее целесообразно иметь струг с зазором 2,5; 3 и 3,5 Mivf между ножами, так как указанные размеры лент наиболее употребимы.
Рис. 6. Краевой струг (шмол); а — одинарный; б — тройной

Несколько сложнее изготовить краевой струг с раздвижными ножами, зато такой струг позволяет настроить его на любую ширину ленты.

При работе струг крепят в тисках, что позволяет высвободить руки.

Перечислим основные причины некачественного строгания краевых стругов:

* если ножи не режут, а скоблят — велик угол между ножами;

* когда лента проскальзывает и края не срезаются — угол между ножами мал либо ножи ошибочно установлены плоскими сторонами наружу;

* при одностороннем срезании края ленты — канавка прорезана не по центральной линии между ножами.

В ходе плетения для формирования поверхностей изделий потребуются •шаблоны и колодки — формы. Они подбираются в зависимости от вида изделия. Колодки-формы изготавливают из дерева, металла, пенопласта, папье-маше и т. д. В качестве форм используют и подручные средства, например различные домашние предметы — кастрюли, стеклянные банки, мячи, бутылки и др.

Работать с лозой, шинами и лентами удобно на доске толщиной около 10 мм.

Источник: sarmiento.spb.su

Рекомендации:

http://lubimoe-delo.ru/index.php/archives/279

http://www.xliby.ru/hobbi_i_remesla/pletenie_beresta_solomka_trostnik_loza_i_drugie_materialy/p1.php

http://www.k2x2.info/hobbi_i_remesla/pletenie_iz_solomki_i_drugih_materialov/p2.php

http://www.korzinky.com/

http://svoya-izba.ru/2012/12/08/плетение-из-шпона-лозы-и-камыша/

http://www.luckytoys.ru/index.php/articles/view/41/chto_takoe_lozopletenie_i_kak_nauchitsya_plesti_iz_lozy_svoimi_rukami_101.html